Инновационная деятельность
на базе образовательных организаций Нижегородской области
«Бережливые технологии в ДОУ» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОУ, развитие критического мышления сотрудников.
В целях развития образовательного пространства региона, стимулирования процесса инновационной деятельности в образовательных организациях, на основании заключения научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО (протокол № 5 от 18.06.2021 г.) и на основании приказа Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» от 02.07.2021г. №225 «Об открытии инновационных площадок ГБОУ ДПО НИРО на базе образовательных организаций Нижегородской области: МКДОУ Починковский детскнй сад № 8, МБДОУ д/с №34 п. Селекция Кстовский район, МАДОУ «Ромашка» г. Урень, были открыты инновационные площадки.
Все образовательные организации по инновационной деятельности сопровождает учебно-методический центр Бережливых технологий в образовании (Фабрика процессов), в лице руководителя - кандидата педагогических наук, доцента, Сибиряковой Людмилы Владимировны, и Семеновой Татьяны Александровны - старшего преподавателя.
Срок работы инновационной деятельности в образовательных организациях 2021-2022г.
Работа инновационной деятельности дошкольных учреждений строится по общему плану, в который входят, например, такие мероприятия как: разработка программы «Бережливое мышление у детей старшего дошкольного возраста» (36 часов); разработка сценариев фабрик процессов для детей; подготовка, оснащение фабрик процессов для детей; запуск обучения детей на фабриках процессов; создание учебно-методического пособия; разработка сценариев фабрик процессов для родителей; разработка методического сопровождения программы (сценариев образовательной деятельности); разработка способов диагностики умений, входящих в состав бережливого мышления дошкольника.
Педагоги каждого учреждения, в том числе и МК ДОУ Починковского детского сада №8, прошли курсовую подготовку по теме «Применение бережливых технологий в деятельности работников образовательной организации».
В каждом ДОУ создана рабочая группа для решения поставленных задач по внедрению Бережливых технологий. Педагоги, входившие в рабочую группу, изучили литературу и опыт работы научных деятелей и педагогов дошкольных учреждений и школ по Формированию бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав информацию и выявив проблемы, на общем совещании решили разрабатывать и реализовывать бережливые проекты. Каждая организация получила задание:
разработать карточку проекта, карту текущего и целевого состояния по оптимизации проведения занятия: МБДОУ № 34 п. Селекция – художественно-эстетическое направление; МК ДОУ Починковский детский сад №8 – спортивное мероприятие; МАДОУ «Ромашка» - конструирование; структура бережливого мышления дошкольника и диагностика - МАДОУ «Ромашка» и Сибирякова Л. В.; формы, методы, способы формирования бережливого мышления дошкольников (в том числе проектная деятельность) - МБДОУ № 34 п. Селекция и Сибирякова Л. В.; фабрика процессов (теория, методика, шаблон) - МК ДОУ Починковский детский сад №8 и Семенова Т.А.
После большой проделанной работы, на каждой инновационной площадке дошкольного учреждения, прошел открытый показ «Фабрики процессов», с приглашением рабочих групп из других учреждений. Первыми свою Фабрику процессов по изготовлению праздничных флажков, открыл детский сад поселка Селекция Кстовского района. Вторыми свою фабрику процессов по изготовлению книжек – малышек, открыли МАДОУ «Ромашка» г. Урень. Заключительная фабрика процессов прошла в МК ДОУ Починковский детский сад №8, 21 октября 2022 года. ДОУ открыло свои двери для гостей из Нижегородской области, и предоставило показ своей фабрики процессов «Дорожка здоровья».
На каждой фабрике процессов проходило освоение инструментов бережливых технологий детьми старшего дошкольного возраста и формирования у них бережливого мышления, во время имитации своего уникального процесса, выполняя и, оптимизируя который, участники получали свой практический опыт применения инструментов бережливого производства, а также осознания значимости предлагаемых улучшений для повышения эффективности своей деятельности в данном процессе. Дети овладели знаниями и умениями, именно, с помощью проб и ошибок. От одного раунда к другому, дети сокращали время протекания процесса, чтобы достичь нужного результата.
Организуя данные мероприятия в образовательных организациях, педагоги ДОУ смогли решить следующие задачи: сформировать у детей умение определять потери в своей деятельности; сформировать умение планировать и реализовывать оптимизационные мероприятия; сформировать умение работать в команде; сформировать готовность и способность к совершенствованию окружающей среды и своей деятельности.
«Фабрика процессов» для детей - это интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет, в игровой форме, обучить детей сложным и нужным навыкам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Старший воспитатель Морозова О.К., заведующий Тяпухина С.В.